Сегодня ИТ развивается семимильными шагами. Появляются новые участники рынка, новые программные решения, которые дешевеют с каждым днем.
Что делать если развитие унаследованной системы стоит значительно дороже чем приобретение и внедрение новой? Коллеги, интересно выслушать ваше мнение.
Комментарии
Игорь Любимов
Мне приходилось быть в такой ситуации:
1.Наследуемая система являлась закрытой разработкой и за все доработки разработчик требовал значительные суммы оплат, и чем дальше, тем больше.
2. Наследуемая система не отвечала требованиям масштабируемости, с критическим количеством пользователей более 100. Не смотря на предложение разработчиков провести доработки, затраты были признаны неприемлимыми.
3. Несоответствие требованиям 152-ФЗ.
4. Невозможность интеграции с другими АС.
Было принято решение систему менять, причем изначально закладывались требования по масштабируемости, соответствия законодательству, простоте доработок, интеграции, и при всем этом новая система по совокупной стоимости владения должна быть дешевле наследуемой.
После принятия решения - 4 месяца разработки и приблизительно столько же внедрения.
Если интересно - могу подробнее.
В целом, считаю периодическую замену программных средств частью стратегии развития программного обеспечения компании.
Развивать или покупать
25 Фев 2013
Руслан Кузнецов
Ответ зависит от того, какие цели преследуются.
Если экономия бюджета - то один ответ.
Если поддержание штата "сопровождальщиков" - то другой ответ.
Если "сохранение лица" - то третий.
Развивать или покупать
25 Фев 2013
Андрей Никуличев
А собственная точка зрения имеется?
Развивать или покупать
25 Фев 2013
Руслан Кузнецов
Возьму аналогию с автомобилем?
На каком-то этапе возникает ситуация, когда ремонт и содержание старого становятся дороже покупки и последующего содержания нового.
Но "точка перегиба" у каждого своя.
Кому-то "жалко расстаться", кто-то "привык", кто-то не хочет рисковать, кто-то боится променять "старую добрую механику" на "какой-то" автомат...
Конкретная "точка зрения" здесь невозможна, вопрос слишком общий.
Еще раз повторюсь, все зависит "от цели".
Если цель минимизировать ресурсы - ответ один.
Если цель - минимизировать затраты в долгой перспективе - ответ другой.
Если цель сиюминутный пиар - ответ третий.
Если цель - менять, просто чтобы менять - ответ четвертый.
И т,д.
Сама по себе тема "когда нужно отказываться от старой системы и переходить на новую" не просто интересна, а очень актуальна и очень нужна.
Но рассуждать по ней "вообще" я не готов.
Возможно, конкретные размышления людей, как Игорь выше повспоминал, дадут что-то к пониманию подходов к вопросу. Но это не будет универсальный ответ на любую ситуацию.
А свое мнение?
Наверно оно такое: в любой ИТ-системе, уже на этапе проектирования, следует определить, при каких параметрах систему следует выбросить на помойку и заменить новой.
Развивать или покупать
25 Фев 2013
Игорь Любимов
Руслан, это обсуждение на уровне сферического коня в вакууме.
Коллеги, у кого есть опыт такого перехода и предпосылки, которые повлияли на принятие решения о смене конкретных программ, поделитесь своим мнением.
Развивать или покупать
26 Фев 2013
Руслан Кузнецов
Вот... Так лучше. Так правильнее (я про формулировку).
Развивать или покупать
26 Фев 2013
Алексей Корюкаев
"Что делать если развитие унаследованной системы стоит значительно дороже чем приобретение и внедрение новой?"
Однозначного ответа быть не может, т.к. есть, на мой взгляд, несколько основных критериев, оценив которые можно принять обоснованное и, в конечном итоге, верное решение.
Первый критерий. Речь должна идти, как минимум, о РАВНОЦЕННЫХ системах, т.е. исходим из того, что по функционалу новая система ничем не уступает старой. Чисто теоретически новые системы должны быть более функционально "продвинутыми", однако, нужно понимать, что теория и практика - не всегда "дружат" :) Это и предстоит выяснить на первом этапе.
Второй критерий. СРОКИ. А именно, сопоставление того, что предлагается, с тем, что мы можем себе позволить. Имею в виду, что кроме стоимости приобретения, внедрения и сопровождения немаловажным является то, насколько быстро=безболезненно новая система может быть внедрена, и имеем ли мы при этом необходимый запас времени, чтобы данную операцию выполнить без отрицательных последствий.
Третий критерий. ЛЮДИ. Пресловутый человеческий фактор :) Думаю, никому не нужно объяснять, что переход с одной системы на другую всегда сопровождается "ломкой" сотрудников, которые привыкли к старому и не всегда хотят воспринимать что-то новое. Этот момент тоже нужно учитывать, хотя, по опыту, могу сказать, что в случае, если два первых критерия оценены положительно, и принято соответствующее управленческое решение, данный фактор нужно принимать во внимание только с точки зрения прогнозирования неблагоприятных "побочных эффектов" в виде саботирования внедрения со стороны тех самых сотрудников и, как следствие, срыва намеченных сроков внедрения. Считаю, что недооценивать весомость данного критерия, как минимум, неправильно. Ориентиром здесь может быть такая величина, как доля сотрудников организации, которые в настоящее время используют "унаследованную систему", от числа сотрудников, которые предположительно будут использовать новую систему. Т.е., грубо говоря, процент "вовлеченных" в процесс. Если это 30 и менее процентов - то переход на новую систему с "человеческой" точки зрения имеет все шансы пройти довольно легко, от 30 до 50 - "средней тяжести", свыше 50% - возможны вышеперечисленные проблемы.
Все это, конечно, имеет смысл только в том случае, если все остальные входные данные уже проанализированы и сопоставлены.
Развивать или покупать
26 Фев 2013
Владимир Бородин
Ну, свои пять копеек внесу.
Надо смотреть не только на бюджет, но и на последующее удобство работы, поддержки, развития и т.д.
У меня примерно такая ситуация была при переходе на другое предприятие.
Изначально ставка делалась на бесплатное открытое ПО, от ОС, до специализированных программ.
Бесплатное ПО - оно только на первый взгляд бесплатное.
Если посчитать стоимость поддержки (т.е. надо спецов найти), удобство работы (чем дольше сотрудник делает свою работу,тем выше себестоимость продукта), то затраты не слабые. Сюда же стоимость переобучения сотрудников.
Если конкретно, то насильно все сидели на Linux, OpenOffice, Brickscad.
Кто дома и ли ВУЗе (речь про простых пользователе ПК) пользуется этим? Значит нужно переучивать сотрудников, а это тоже затраты.
Народ втихаря использовал винду, ms office, autocad.
За 2 с половиной года полность лицензировались по Windows и Office, заканчиваем переход с Bricscade на AutoCAD.
Бюджет, естетсвенно, этого не слабый.
Но в результате получили более универсальную и совместимую рабочую среду. Увеличение производительности труда и скорости обработки информации на лицо.
Так что, думайте, Андрей, не только про бюджет.
И как писал уже Игорь, периодическкая замена ПО - это нормально.
Развивать или покупать
26 Фев 2013
Андрей Никуличев
Спасибо. Согласен стоимость владения - не менее важная составляющая расходов, чем стоимость приобретения.
Развивать или покупать
26 Фев 2013
Алексей Корюкаев
Позволю себе напомнить основной посыл темы: "Что делать если развитие унаследованной системы стоит ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОРОЖЕ чем приобретение и внедрение новой?"
Мне кажется, что как раз в разрезе бюджета в первую очередь вопрос и позиционировался :) И это тоже правильно. Деньги считать нужно, особенно в условиях проблемного бюджета.
Но ситуация со свободным ПО как раз показывает, что не все так просто...
Развивать или покупать
26 Фев 2013
Валерий Романов
Коллеги, простите, но мне не нравится заданный вначале вектор. Дело здесь совсем не в деньгах (ну если хотите, не совсем в деньгах).
Нахожусь в цейтноте, поэтому коротко:
Процессом замены ПО надо управлять. При этом учитывать, что ПО только часть информационной системы предприятия. Главное в ИСП – это персонал и его взаимодействие. С него и надо начинать. Любая смена ПО должна сопровождаться (а лучше предшествовать) оптимизацией управленческих процессов. Если не будет улучшения управляемости, нечего и заморачиваться на замену ПО. А вот дальше, когда почувствуем возможность получения управленческого эффекта от планируемой смены ПО, начинаем просчитывать варианты. В том числе и варианты выбора ПО.
И еще. Проблема «человеческого фактора» решается на стадии планирования. Там, где персонал (т.е. пользователи) реально привлекаются к разработке задач и способов их решения, процессы внедрения идут без больших потрясений и с меньшим количеством ошибок.
Развивать или покупать
26 Фев 2013
Андрей Никуличев
Вопрос не в том с какой целью внедряется ПО, это отдельная тема. Речь идет о том что задача уже поставлена, и вопрос лишь в определении пути достижения намеченного результата в обозначенной выше ситуации.
Развивать или покупать
26 Фев 2013
Валерий Романов
Если решены организационно-методические вопросы, тогда альтернативного варианта замене ПО не вижу в принципе. Или снова чего то не понял?
И повторюсь, что деньги далеко не всегда определяющий фактор.
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Игорь Любимов
Деньги, к сожалению, всегда определяющий фактор. Или обратное утверждение про бесплатный сыр...
В моей практике были случаи неверной оценки совокупной стоимости владения автоматизированных систем, когда учитывались лишь первоначальный затраты на приобретение/разработку и внедрение. Это в том числе и серьезнейшая проблема и в части доведения таких оценок до распорядителей финансов, будь то акционеры в бизнесе или руководители органов власти. Крайний случай описал в посте выше Владимир Бородин про бесплатное ПО. Действительно, нередки случаи, когда вроде-бы изначально дешевое ПО в процессе эксплуатации (масштабирования, интеграции) начинает буквально сжирать финансовые ресурсы, в том числе и в ущерб другим проектам. В этих случаях рецепт известен - "резать напрочь, не дожидаясь перитонита"(с). И персонал здесь кагбэ ни при чем.
И тем не менее, здесь есть много но:
Зачастую у ИТ руководителя не хватает админресурса, смелости, навыков доказывания и т. д. для того, чтобы признать ошибочность ранее принятых решений и доказать распорядителю финансов необходимость замены ПО. Кто-то не хочет рисковать карьерой, доходами, кто-то просто не любит перемены и надеется, что беременность рассосется. Не рассосется.
Поэтому я снова предлагаю - закладывайте постоянные изменения в стратегию развития. В системах менеджмента качества это называется "непрерывное улучшение".
И удачи на этом пути. А кто обещал, что будет легко?
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Игорь Любимов
Уточню, мы ведь обсуждаем проблему "менять нельзя оставить".
Технологии замены ПО, или как сделать, чтобы "во время съемок фильма ни одно животное не пострадало" это другая тема.
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Алексей Логанцов
Предлагаю встречу заинтересованных сторон, например, вторник 5 марта. Если будет предварительная информация, готов сразу принести конкретные предложения.
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Алексей Корюкаев
Да, обсуждение довольно активное получается :)
Кстати говоря, а об чем, собственно, речь, можно узнать? О какой именно системе, судьба которой на кону? Может, тогда бы появились вполне конкретные мнения и рекомендации, а не расплывчатые размышления "ни о чем", толку от которых, если честно...
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Валерий Романов
Вот! И я сути не пойму. Для нас замена ПО вообще повседневная жизнь. Причем у клиентов!
90% проблем решается на стадии определения и утверждения задач, возможностей подрядчиков и, естественно, финансирования. Только третий раз говорю: Задачи первичны, а не финансирование!. Остальное, как говориться, дело техники.
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Алексей Корюкаев
Если я правильно понимаю (хотя в отсутствие конкретики, это всего лишь предположение) вопросы целеполагания и организации уже решены. На повестке в первую очередь вопрос ДЕНЕГ. Как бы это ни казалось странно или неправильно, но в условиях, когда проблемы с бюджетами всех уровней в области такие, как сейчас, органы госвласти и МСУ в первую очередь ориентируются на возможности в плане финансирования. Потому, что без денег все остальное, увы, не более, чем фантазии...
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Валерий Романов
Противоречий нет, поворачиваем на уточнение целей.
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Алексей Логанцов
Предлагаю встретиться и обсудить конкретные факты. Если есть желание реально по решать вопрос.
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Алексей Корюкаев
Поддерживаю. Готов поучаствовать.
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Андрей Никуличев
Очевидно затронутая тема не простая и мне было интересно увидеть ваше мнение. В данном случае переходить к конкретике пока рано. В настоящее время веду переговоры с разработчиком. Но вот в части РПГУ с удовольствием выслушал бы предложения. Но видимо нашим компаниям эта тема не интересна, а жаль в Татарстане например в этой части имеется положительный опыт.
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Алексей Логанцов
А если конкретика не нужна - то смысл тогда поднимать тему. И по РПГУ - смысл обсуждать.... Тема то ведь еще более не простая. Повторюсь, если есть желание решить вопрос - то надо собираться, обсуждать, страшного в этом нет ничего. Мы не кусаемся, про тему понятно все. Если будет диалог - то после этого и по РПГУ будет желание помогать с нашей стороны. Все очень просто, желание и политическая воля. Могу собраться во вторник.
Развивать или покупать
28 Фев 2013
Андрей Никуличев
Алексей, я думал что клуб ИТ-директоров - профессиональное сообщество с участниками которого можно обсуждать любые вопросы относящиеся к ИТ-отрасли. Если же в этой части имеются ограничения, то простите великодушно НЕ ЗНАЛ. Буду благодарен если выложите на сайт ПРАВИЛА.
Готов встретится с Вами для обсуждения вопросов стратегического сотрудничества в среду 06.03 в 14.00 если устроит.
Развивать или покупать
28 Фев 2013
Руслан Кузнецов
Правила - сразу в заголовке меню "обсуждения".
http://itclub-vologda.ru/content/%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%B8
Но ведь речь не об ограничении в дискуссиях.
Речь о том, что "просто говорить" большей части участников неинтересно.
Интересно выходить на конкретные решения.
Люди будут и говорить, и предлагать, и советовать, и помогать если увидят реальные результаты. Говорить "чтоб сказать" никто не будет.
Развивать или покупать
28 Фев 2013
Игорь Любимов
Без конкретики все вышенаписанное - это бла-бла.
Теперь о РПГУ: вопрос обсудили на собрании клуба, готовим письмо, говорить об отсутствии интереса вроде-бы преждевременно.
Что касается Татарстана - положительный опыт, на мой взгляд, заключается в том, что они принципиально всю региональную автоматизацию делали исключительно силами местных компаний, развили ИТ индустрию в регионе (даже ИТ город собрались строить), заодно сами развились, Никифоров даже министром стал. Мы Андрею Никуличеву тоже желаем министерское кресло, но давайте активно вовлекать в процессы свои компании.
А то странно читать о том, что Андрей Анатольевич уже ведет конкретные переговоры с неким разработчиком по неясному программному продукту, а мы тут что тогда обсуждаем?
Развивать или покупать
28 Фев 2013
Яна Викторова
Мы как и Валерий Романов очень часто сталкиваемся с внедрениями, связанными с переходом на новую систему автоматизации. Из последней практики - на одном из крупных учебных заведений клиент отказался от старой системы по ряду нескольких причин (расставлены по приоритетности):
1. Оперативность решения задач низкая, так как разработчик удален.
2. Неудовлетворенность функционалом, так как устарел. Нет возможности сопровождать систему собственными силами, так как нет ни филиала-представителя разработчика, ни специалистов по данному продукту. Собственных специалистов не имеется возможности обучить, так как код закрыт.
3. Стоимость сопровождения, доработок высокая по сравнению стоимости на местном рынке услуг.
Так как переход на новую систему – это в любом случае дополнительные затраты, и достаточно трудоемкий процесс, как уже говорили не последнюю роль играет «человеческий фактор». Внедрение очень часто напоминает «проникновение в сопротивляющуюся среду», нами был предложен вариант поэтапного перехода. Там где это уместно и возможно мы интегрировали участки с имеющейся системой.
Если имеющаяся система работает и отвечает определенным требованиям пользователя, но при этом функционал по каким-то параметрам и (или) стоимость поддержки пользователя не устраивает, то можно рассмотреть вариант интеграции старой системы автоматизации с новой.
Это позволит:
- снизить или хотя бы не допустить увеличения имеющихся затрат на содержание старой системы,
- обеспечить возможность решения части задач в старой системе, части - в новой...
- решать задачи расширения функционала под требования пользователя "через" новую систему,
- при необходимости спланировать поэтапный переход на использование только новой системы, со временем отказавшись от старой,
- уменьшить риски в процессе перехода от старой системы к новой.
Каждую ситуацию надо рассматривать более предметно, мы готовы поучаствовать!
Развивать или покупать
27 Фев 2013
Валерий Романов
Коллеги, обсуждение ИТ-проектов целесообразно начинать с живых презентаций.
Развивать или покупать
28 Фев 2013
Руслан Кузнецов
Вот как аналогичная проблема решена в музеях Вологодской области: http://www.vologda-oblast.ru/ru/press-center/news/?id_15=40614
"Вологодский государственный музей-заповедник получит 1,7 миллионов рублей на установку современной Комплексной автоматизированной музейной информационной системы,
взамен неэффективной существующей версии. "
Развивать или покупать
11 Мар 2013